ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
Попытка автобиографии
Я не владею испанским, немецким, французским.
Мой кругозор остается достаточно узким –
Только любовь, только воздух, и суша, и море,
Только цветы и деревья в моем кругозоре.
Ю. Мориц
1. "Выхожу один я на дорогу"
Нет ничего более загадочного для меня, чем авторская песня.
Не потому, что это жанр удивительный такой, вмещающий в себя все —
от примитивного, под три аккорда, описания своих страданий тяжких
до настоящей
поэзии и профессиональной музыки. А потому, что это для меня не жанр
вовсе — жизнь сама, перепутываясь, переплетаясь с песней, отражая вошедшую
через песню силу, не позволяет рассматривать ее лишь как культурное
явление. Когда я была маленькая, папа мой так пронзительно спел
"Выхожу один я на дорогу", что у меня даже сомнений не возникло,
что это всерьез. Говорят, запищала: "Я с тобой!" — ну разве можно
отпускать человека одного в такой печали?..
Видимо, мне не удалось повзрослеть. До сих пор
попадаю впросак, воспринимая человека через то, что он поет (тем более —
пишет сам), несовпадения множатся, но я не отчаиваюсь — кто знает, каким языком
говорит наше настоящее, неподдельное я? Когда-нибудь
все мы дорастем до нашей собственной песни
А на дорогу теперь выхожу я — а папа провожает.
"Я с тобой"
Мне невероятно повезло. Папа тоже воспринял меня всерьез
(часто ли такое бывает?), он слушает и понимает мои песни, переживает их
вместе со мной, носит (без моего ведома) мои стихи в газеты и отделы "культуры", помогает
в записи альбомов, терпит мои бездоходные занятия
2. Как я стала дилетантом
Родилась я 1 апреля 1970 года
в Алма-Ате и в возрасте
несознательном (года еще не исполнилось) в первый раз
была перевезена в Иркутск. Так, собственно, и началось
путешествие мое по городам, тяжелая наследственность
беспокойных предков
В 1975 году мы уже жили в Николаеве,
в 1978 — снова в Алма-Ате. Город, в котором не суждено
было прожить долго, до сих пор греет меня изнутри — какое-то
вечное лето, горы, фонтаны, сады - и огромные звезды
В 1979 году мы вернулись в Иркутск, и извечная тяга к переездам
будто бы оставила нас в покое.
Мама моя — якобы историк — а на самом деле просто
"птичка на ветке" (как называет ее папа за легкомысленно-отдаленное
от реалий жизненных бытие), хранительница нашего тепла. И хранительница
надежная: до сих пор в нашем доме пишут друг другу записки,
объясняются в любви, шутят и смеются до слез. Папа —
физик и лирик — учился
в детстве в музыкальной школе, долгое время пытался примирить науку и
альпинизм (до сих пор мирит) и на всю жизнь сохранил страстную
любовь к музыке, горам и авторской песне. По всем городам возил
за собой старые пластинки, и скрипучий их звук вошел в меня,
боюсь, гораздо раньше молока и прочих питательных веществ:
Рахманинов, Берлиоз, Мендельсон, Вивальди, Бетховен
Песня тоже вторглась в мою жизнь с самого начала, я росла в поющей
семье — папа, тетка, брат как заведут, да в два-три голоса, — сама не заметила,
как присоединилась. С братом Марком мы, пожалуй, лучше всего
находим общий язык, когда поем дуэтом.
Конечно же, меня отдали в музыкальную школу. Конечно, на
скрипку — на чем еще играют примерные еврейские дети?
Но тут-то и проявился мой строптивый норов — я бросила скрипку,
через год отказалась играть на пианино и ушла с концами в свой дикий мирок,
навсегда отделив то, что мне казалось музыкой, от этюдов Черни
и добрых учителей (впрочем, об этом в песне Вероники Долиной
"Уроки музыки" все есть). Что я потеряла - мне теперь не узнать
Точно также отвратили меня все виды спорта, радости школьной
жизни, кружки и дворовые игры, высшая математика, программирование,
немецкий язык и "постоянная работа".
Так я стала дилетантом. Во всем.
3. Хвостики мышиные
Бросив все попытки стать
"нормальным человеком", к 19 годам я неожиданно
стала говорить сама с собой на языке песен — поговорить больше было
не с кем, а на изучение всех прочих языков мне никогда не хватало
ни усидчивости, ни желания. Слоняясь по матфаку иркутского университета
(прогуливая лекцию за лекцией), я попала в Студенческий Театр Эстрадных
Миниатюр, компанию таких же бездельников. Ни спектаклями, ни серьезными
репетициями в СТЭМе тогда и не пахло — мы собирались, разыгрывали глупые
этюды и экспромты, пили водку и
играли в ассоциации. Про меня
придумали что-то такое — никто не смог угадать — а я себя узнала сразу,
и способ узнавания остался со мной до сих пор. Появилась первая
песенка — "Хвостики мышиные", потом сосна одинокая мерещиться стала,
прочие деревья и дожди-радуги, и мирок стал обрастать опытом и
жить своей тайной жизнью.
Как отражение, в жизни "реальной" возник
поселок Аршан — домик с печкой,
горы, рисунки, одиночество и
спасительная гавань — туда я убегала,
бросив очередную постылую работу. И каждый раз возвращалась богаче
на жизнь. Что-то там происходило нужное, важное
4. Обострение
Незаметно вокруг моего "одиночества"
разросся первый круг друзей: "математики" и "театралы".
Последние врывались в мою тишину с невыносимым
(вначале) грохотом и непредсказуемостью. Ну почему бы в марте в 3 часа ночи
не встретить Новый Год — с елкой и подарками? И кто мешает людям жениться —
ну, не до конца, только до выдачи талонов на водку — и громко играть "свадьбу"
(кстати, одна такая свадьба игралась дважды — первый раз фиктивно, второй -
по-настоящему
)? Чуть было не выдали замуж (по настоящему!) меня — и платьем запаслись, и
автобусом озаботились — да я вовремя опомнилась
А "математики" преподнесли бесценный дар — привели ко мне
Сергея Корычева и Евгению Логвинову.
Зимним вечером под очередные талоны устроили праздник. Женя и Сергей
наконец-то уступили нашим мольбам и расчехлили гитары
"Свет небесный",
"Наш город замело", "Ах, улыбнись", "Цветок",
"Мой бестолковый бог"
Вот когда я пропала, совсем пропала, а ведь это было только начало —
возвращаясь из Казани, они привозили новые песни — свои и не только,
и оказалось, что кроме Визбора и Долиной есть еще Елена Фролова,
Эльмира Галеева, Дмитрий Бикчентаев, Андрей Козловский и многие
другие авторы, которые, как и Женя с Сергеем, записываются на студии
"Сибирский тракт". Болезнь моя стала прогрессировать.
5. Дует ветер нам в лицо
Нет, я возвращалась (с трудом и довольно неуклюже) к попыткам жить "как люди",
чуть не вышла замуж,
полгода не писала песен, в 1993 году родила сына
— и взбунтовалась
новыми песнями.
Сыну болезнь перешла по наследству, в 6 лет
он придумал такое:
дует ветер нам в лицо
закачалось деревцо
ветер ниже ниже ниже
деревцо все выше выше
конь меня в дорогу ждет
бьет копытом у ворот
на ветру качает гривой
пышна сказочна красива
быстро на коне скачу
я поеду полечу
а там за дальнею рекой
помашу тебе рукой
Буквально через пять минут Антон придумал еще и сказку.
Про сестрицу Аленушку и братца ее Иванушку, похищенного
волшебными пчелами (живущими собственно у самого дома
героев в дупле волшебной ели) и спасенного от Бабы Яги
сестрицей и храброй мышкой, умеющей перегрызать волшебные
веревки
6. Полнолуние
В 1994 году я с удивлением обнаружила, что в Иркутске тоже
водятся авторы, со своими особенностями, конечно — эдакие
медведи пещерные, вымоченные в собственном соку. Ну,
совсем как я. Творческая студия "Полнолуние" к 1997 году
обрела вполне сложившееся (и нестандартное) лицо, обросла
попутчиками и помощниками и надолго
заполнила мою жизнь до краев — не только концертами и фестивалями
Я не буду повторяться, на полнолунском сайте (и сайте
Александра Ощепкова) уже написано немало о возникновении и бурной жизни Полнолуния —
только несколько слов о том, что мне
всегда казалось важным: это не богемная тусовка и не КСП в обычном исполнении.
С первых наших встреч у меня возникло ощущение, будто бы посреди поля боя, в
краткий момент затишья, мы собираемся в блиндаже, пьем, трезвея, трофейный спирт
и поем наши невеселые (потому что военные — а как надо?) песни, чтобы утром
разойтись, заняв свои четко установленные (кем?) места. И долго не видеть
друг друга, преодолевая неизвестное в одиночку. И я думаю, что это было
не столько действием идеи "отца-основателя", сколько следствием
самой нашей природы одиночек. Мне кажется, именно эта невозможность принадлежать
кому-то или чему-то объединила нас, и она же будет связывать нас дальше,
каким бы ветром нас не относило друг от друга
Продолжение следует
|